Luccia (luccia) wrote,
Luccia
luccia

Categories:

Ограбление века

Я ходила по залам огромного музея, любовалась шедеврами и думала: как удивительно, почему я обходила его стороной, проходила много раз мимо и ни разу не заглянула сюда раньше? Потому что этот город для меня - его улицы, архитектура, запах, цветение сакур, бутерброды с креветками и концерты. Всего этого было столько раз раньше, что пришло время поискать что-то новое. А новое, как вы знаете, хорошо забытое старое. И вот я здесь.

Напротив одной из картин я остановилась как приклеенная, не хотелось анализировать "почему?", хотелось насладиться. Между нами почти четыреста лет времени и много километров странствий, и картины, и моих. Спустя три недели, я поняла почему. Во-первых, перед ней была скамейка (шутка), и я просто присела на нее, чтобы отдохнуть (тоже шутка). Во-вторых сейчас припомнила, что картина была словно вмурована в стену. Представляете, я до сих пор из нескольких сотен картин вспоминаю именно эту (хотя сфотографировала весь музей, хехе). Это создало ощущение ее особенной ценности и шедевральности, не хотелось двигаться. Сегодня я узнала третью причину, почему меня к ней притянуло как магнитом. Потому что это именно то, что я люблю в книгах, музеях, фильмах - маленьких штрих, который заставляет углубиться в поиски и обнаружить интересные и познавательные истории.

Рембрандт, Автопортрет, 1630





Возможно в новостях я об этом читала, потому что это было ограбление века, но об этом уже не помню. Перед Рождеством 2000 года из Национального музея Стокгольма были дерзко (за 2,5 минуты!) украдены три картины, автопортрет Рембрандта и две картины Ренуара. Грабители предварительно перекрыли дороги, ведущие к музею, а их немного, т.к. музей находится на полуострове, в одном месте подожгли машину, чтобы отвлечь полицейских и пожарных, в другом набросали препятствий, а сами скрылись на оранжевом катере. Незаметный и не запоминающийся, я бы сказала, цвет. Стоимость украденных шедевров составила около 50 миллионов евро (или 40 только за Рембрандта, но это не принципиально, правда? суммы космические), при этом незаметно реализовать их не представлялось возможным. "Красть искусство легче, чем продавать украденное." (с) Но они ведь предполагали заранее, что они будут делать с этими шедеврами? Картины вполне могли осесть у частных коллекционеров и "всплыть" спустя десятилетия, как это происходило со многими другими шедеврами. Грабители были пойманы довольно быстро, а картины исчезли. Мне очень интересен процесс поиска картин, как находятся цепочки людей, свидетелей, участников, заказчиков, случайных прохожих, как складывается паззл из случайных телефонных разговоров, встреч, переездов и все дороги приводят к ней, той самой картине. И какая радость охватывает всех, когда картина найдена! Даже тех, кто никогда раньше ее не видел. Я счастливчик. Я порадовалась тому, что она найдена, и даже посидела напротив нее минут 15, не шелохнувшись, не зная, что она была украдена и найдена, и именно поэтому так тщательно размещена теперь в музее.

Далее отрывок из книги, которую я собираюсь прочитать. Книга о том, исчезают и находятся великие полотна, автор которой сам принимает в поисках и расследованиях непосредственное участие. В том числе об истории, связанной с картиной, которой я посвятила пост.

Романтики верят, будто Рембрандт стал великим, поднявшись из нищеты. Хороший сюжет для романа, но сомневаюсь, что это правда. Именно сомневаюсь, ведь большая часть написанного о Рембрандте — фантазии. Он не вел дневник, не делал копии своих писем и не давал интервью. У художника, которого часто сравнивают с Моцартом или Шекспиром, не было биографа, жившего с ним в одно время. В ХХ веке историки написали о Рембрандте десятки толстых книг, причем истории его жизни сильно разнятся. Ученые не могут даже выяснить, сколько у него было братьев и сестер. В последние годы специалисты начали сомневаться: действительно ли он сам написал свои поздние картины? А может, его ученики? Вдруг он хотел нас одурачить? Мне нравится эта неопределенность. Она только сгущает завесу тайны вокруг Рембрандта. В те месяцы, когда я гонялся за его автопортретом, я с удовольствием узнавал все больше об этом человеке.
В 1630 году, когда Рембрандт Харменс ван Рейн написал этот автопортрет, ему было всего двадцать четыре года. И главное не то, что это автопортрет: за свою жизнь Рембрандт написал более шестидесяти изображений самого себя. Картина важна потому, что художник создал ее в знаковый период жизни. Не прошло и года после смерти отца, когда он решил покинуть родной город и уехать в Амстердам. Через четыре Рембрандт уже будет женат и знаменит.
Он жил в эпоху расцвета Голландии, в благополучной и мирной демократической стране, в период затишья между крупными войнами. Родился в городе Лейдене, к югу от Амстердама, примерно в дне ходьбы от побережья Северного моря. Его отец был трудолюбивым мельником в четвертом поколении и владел несколькими участками земли. Так что семья жила в достатке. Мать была набожной и родила девятерых детей (или десятерых, тут мнения специалистов расходятся). Пятеро (или трое) умерли в раннем возрасте. Рембрандт был одним из младших и проводил больше времени на занятиях, чем на мельнице отца. С семи до четырнадцати лет он учился в латинской школе в Лейдене, а затем поступил в Лейденский университет.
В университете Рембрандт продержался недолго. Знал, что там его не научат искусству живописи. Через год он бросил университет и на три года пошел в ученики к посредственному художнику-архитектору, в основном потому, что тот учил его рисовать чучела животных. Дальше он поучился у художника Питера Ластмана, более именитого наставника. Тот проработал с Рембрандтом около года; считается, что именно Ластман научил молодого художника писать эмоционально.
Голландский мастер начал писать профессионально в возрасте девятнадцати или двадцати лет. Тогда он делил студию в Лейдене с Яном Ливенсом, бывшим вундеркиндом, постарше и поопытнее. У Ливенса и Рембрандта были одни и те же модели, они подражали друг другу, — так и родилась дружба на всю жизнь. Позже Рембрандту стали приписывать некоторые из лучших произведений Ливенса.
К 1630 году, когда был написан тот самый украденный автопортрет, Рембрандт и Ливенс стали восходящими звездами. В том же году их мастерскую посетил поэт Константейн Гюйгенс, секретарь принца Оранского, правителя Голландии. Он восторженно писал о таланте молодого художника: «Это можно сравнить со всей красотой, созданной за века. Вот что я хотел бы сказать тем наивным существам, которые утверждают (и я уже упрекал их за это), будто все, что создается или выражается словами сегодня, уже создано или выражено. Я утверждаю, что ни Протоген, ни Апеллес, ни Парразий не воображали и не могли бы вообразить, случись им оказаться в нашем мире, что простой юноша, голландец, безбородый мельник, сможет так много вложить в одну человеческую фигуру и изобразить это на холсте».
Возможно, украденное полотно — самый важный автопортрет за последние годы жизни мастера в Лейдене. В 1630 году он экспериментировал с техникой, которая станет потом его фирменным знаком, — кьяроскуро, живопись в свете и в тени, игра приглушенных оттенков для придания формы трехмерным фигурам.


Роберт Уиттман, Джон Шиффман Операция «Шедевр» Спецагент под прикрытием в мире искусства


Tags: Искусство, Книги, Музей, Путешествия, Рембрант, Стокгольм
Subscribe

  • Дискотека 90-х

    Танцуют все! Не забывайте, Пентатониксы поют а-капелла, ни одного музыкального инструмента в композиции не используется, вообще, даже ударных. У них…

  • Kiss your perfect day goodbye

    За подобные произведения я готова простить Woodkid, снова удержаться от того, чтобы не порвать и не выбросить билет на его концерт, который…

  • The place

    Оставлю здесь, чтобы не потерять. Песня-саундтрек к итальянскому фильму 2017 года "Место встречи"/"The place" с одноименным названием. Про фильм не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments